Главная > Все группы > РОССИЯ и СССР в локальных конфликтах

[1-1]
Автор Сообщение
bill
Владислав, 55
Санкт-Петербург

Репутация: 16
Воздушные инциденты "холодной войны"
27 марта 1947 г. самолет Р-5 разведывательной эскадрильи ВВС Ирана (аэродром Тегеран), пилотируемый лейтенантом Сабири Муагаси и наблюдателем мл.л-том Сафари Гусейном, потерял навигационную ориентировку, нарушил воздушное пространство СССР и произвел вынужденную посадку в 25 км. от села Советская Джульфа. Оба летчика были арестованы пограничниками из близлежащей части. Позже, самолет и экипаж возвращены Иранской стороне.

9 октября 1948 г. угон самолета Ту-2 ВВС СССР (авиабаза Коломия). Летчики Петр Пирогов и Анатолий Барсов совершили побег в Австрию (посадка в районе города Линц).

10 ноября 1948 г. угон самолета Ли-2 ВВС СССР. Авиационный механик, в звании лейтенанта, совершил побег с одного из дальневосточных аэродромов на японский остров Рисири.

С 1950 по 1983 годы советские летчики уничтожили 27 самолетов-нарушителей, еще 60 были принуждены к посадке или вытеснены из охраняемого воздушного пространства. Погибло 139 иностранных военнослужащих, находившихся на борту сбитых аппаратов:

13 июня 1952 г. Боевая потеря самолета радиоразведки DC-3 №72 42-5694 эскадрильи F-8 ВВС Швеции. Самолет осуществлял полеты над морем, вдоль границы советской территории, с целью обнаружения источников излучения (РЛ и РТС). В районе Вендспилса «Дуглас» ошибочно пересек границу и был атакован парой истребителей МиГ-15 к-на Осинского. Ведущий огнем пушек сбил нарушителя.

16 июня 1952 г. Боевая потеря самолета C-28 «Catalina» ВМС Швеции. Летающая лодка осуществляла поиск самолета DC-3, связь с которым была потеряна три дня назад. Шведы не знали, что «Дуглас» сбит советскими истребителями и обследовали все возможные места. Предположив, что из-за неисправности их коллеги могли сесть на один из островов, летчики «Каталины» обследовали советский остров Хийума. Ранее шведы часто нарушали воздушное пространство СССР, не встречая сопротивления, поэтому решились пересечь границу очередной раз. Но пара МиГ-15 л-та Н. Семерникова пресекла полет нарушителя, сбив его огнем бортового оружия. Экипаж самолета выполнил вынужденную посадку на воду и был эвакуирован Германским сухогрузом.

12 января 1953 г. боевая потеря самолета B-29 UNCK (командование войск ООН в Корее). Американский экипаж п-ка Джона Кей Арнольда, по заданию ООН, производил сброс агитационных листовок над Манчжурией. Полет был успешно пресечен силами ПВО КНР. Все 11 членов экипажа, находившеся на борту, сумели воспользоваться парашютами и были арестованы китайскими властями. Суд приговорил летчиков к четырем годам лишения свободы "за шпионаж", но прибывший в КНР с мирным визитом генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд сумел договориться об освобождении американских граждан. Все освобождены в январе 1955.

10 марта 1953 г. боевая потеря самолета F-84G «Thunderjet» 36 TFW USAF (авиабаза Фюрстенфелдбрюк – Мюнхен). Пара л-т Дональд Смит – л-т Уоррен Браун была поднята в воздух для перехвата неопознаного зонда, дрейфующего со стороны Чехословакии на высоте 4500 м. Выйдя в зону, летчики обнаружили пару МиГ-15бис ВВС ЧССР Ярослава Срамека. После ряда маневров МиГ-и зашли в хвост л-ту Брауну и открыли по его самолету огонь из пушек, поразив правый стабилизатор. Летчик катапультировался из неуправляемого самолета и приземлился на деревья в зоне ответственности американских войск. В ответ на протест власти ЧССР заявили, что самолет был сбит в их воздушном пространстве.

12 марта 1953 г. боевая потеря самолета Avro «Lincoln» ВВС Великобритании (Flying Training Command, авиабаза Йоркшир). Самолет совершал транспортный рейс из Гамбурга в зап.Берлин, по установленному международному коридору. Следуя над рекой Эльба, экипаж уклонился от воздушного коридора и был атакован парой истребителей МиГ-15. «Lincoln» загорелся и взорвался в воздухе, а обломки упали по обе стороны реки (в основном, в советской зоне ответственности). Из находившихся на борту семи человек, четыре погибло при падении, а еще трое успели воспользоваться парашютами, но позже скончались в госпитале от ран.

27 июля 1955 г., ночью, военно-транспортный самолет L-1049 4X-AKC ВВС Израиля зашел в воздушное пространство Болгарии. Учитывая, что подобные нарушения носили постоянный характер, было решено пресечь полет нарушителя. В воздух поднялась пара истребителей МиГ-15бис ВВС НРБ лидируемая Б.Петровым, по наведеню с земли она вышла на цель идущую вдоль русла реки Струма, после чего ведущий пушечным огнем уничтожил нарушителя. Все находившиеся на борту транспортного самолета погибли.

7 июня 1958 г. Вынужденная посадка вертолета S-55 US Army. Американский вертолет нарушил воздушную границу ГДР и после открытия по нему советскими подразделениями огня на поражение - пошел на вынужденную посадку. Девять человек, находившиеся на борту, были арестованы и доставлены в Берлин. Все освобождены 19-го июля, а вертолет остался в качестве трофея.

27 июня 1958 г. Перехват самолета C-118 «Liftmaster» 51-3822 (версия гражданского «Дуглас» DC-6 для ВВС США). Самолет выполнял транспортный рейс Висбаден-Тегеран-Пешавар по заказу ЦРУ (обеспечение полетов высотных разведчиков U-2). На борту находился экипаж и сопровождающие груз представители ЦРУ – всего 9 человек. На этапе Висбаден-Тегеран летчики совершили навигационную ошибку и нарушили границу СКВО, оказавшись в 30 км. южнее Еревана, где были атакованы парой истребителей МиГ-17ПФ к-на Г.Ф. Светличникова - к-на Б.Ф. Захарова. Сначала нарушитель не хотел подчиняться приказам перехватчиков, но после короткой очереди поразившей второй двигатель и вызвавшей воспламенение топлива из пробитых баков, пошел на посадку в пределах советской территории. Пятеро человек, находившихся на борту (представитель ЦРУ выполнявший обязянности помощника командира экипажа - п-к Дэйл Брэннон, Роберт Крэнс, сопровождающий груз Бэнни Шуп, авиаспециалисты 2-го класса Эрл Ример и Питер Сабо), воспользовались парашютами, а четверо (командир экипажа м-р Лютер Лайлес, к-н Джейм Ти Кэйн, ст.л-т Джеймс Эн Лютер и сержант Джеймс Джи Холман) эвакуировались после посадки вне аэродрома, причем один из оставшихся получил травмы. Самолет разрушился на две части и полностью сгорел. Все девять человек арестованы советскими властями и освобождены через девять дней.

2 сентября 1958 г. боевая потеря самолета ЕС-130А 56-0528 7406 SS USAF (Rhein-Main AB, Germany). Взлет с турецкой авиабазы Инжирлик. Самолет радиоразведки, совершавший полет вдоль советско-иранской границы на Нпол=10 000 метров, зашел в воздушное пространство СССР в районе Ленинакана (нарушение зафиксировано РЛС в 15:06). На его перехват была поднята дежурная пара МиГ-17 236-й иад, она обнаружила противника и попыталась принудить его к посадке. Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа и 11 операторов развед.систем).

1 июля 1960 г. боевая потеря самолета RB-47H 55-th SRW (Bright-Northon AB, England). Экипаж в составе командира к-на Уильяма А. Палама, помощника командира ст.л-та Фримана Б. Олмстеда, штурмана ст.л-та Джона Р. Маккоуна, операторов станции РТР к-на Юджина Е. Поза, старших лейтенантов Оскара Л. Гофорта и Дэна Б. Филлипса выполнял задание по радиоэлектронной разведке над Баренцевым морем. В 17:28 РЛС ДО ПВО СССР определили нарушение воздушной границы этим летательным аппаратом и с КП на перехват противника направили истребитель МиГ-17 пилотируемый капитаном Василием Поляковым. Сблизившись с нарушителем летчик истребителя подал сигнал "следовать за мной", на который экипаж RB-47 не отреагировал. После открытия советским истребителем предупредительного огня самолет-нарушитель ответил очередью оборонительного вооружения. В 18:03 капитан Поляков сбил противника восточнее мыса Святой Нос. Штурман и помощник командира экипажа сумели воспользоваться средствами спасения и были пленены экипажем советского траулера СКР-56, остальные погибли или пропали без вести.

28 января 1964 г. боевая потеря самолета CТ-39А 62-4448 7101-st ABW USAF (Wiesbaden AB, Germany). На перехват самолета нарушителя с аэродрома Альтенбург поднялась пара истребителей МиГ-17 16-й ВА, после обнаружения цели ведущий пары к-н А. Кропотов выполнил атаку и огнем пушек уничтожил противника. Обломки упали около 15:00 у деревни Вогельсберг. Погибло три члена экипажа сбитого самолета: п/п-к Геральд Кей Ханнафорд (родился 16 августа 1922 года в Остине, штат Техас, похоронен на арлингтонском кладбище), капитаны Джон Эф Лоррейн младший (1930 года рождения) и Дональд Джи Миллард (1931 года рождения).

25 мая 1967 г. нарушение границы самолетом МиГ-17Ф №35 ВВС СССР. Во время группового перегоночного полета самолет л-та Епатко, 1942 года рождения, изменил курс и пересек границу ФРГ. Пролетев над территорией Западной Германии около 180 километров летчик совершил вынужденную посадку, не выпуская шасси, на болотистый луг в районе н.п. Данаурид. В результате расследования выяснилось, что инцидент произошел из-за навигационной ошибки, а не в результате побега.

27 мая 1973 г. угон самолета Су-7БМ №52 ВВС СССР (авиабаза Гроссенхайн). Советский авиатехник л-т Евгений Вронский произвел взлет на боевом самолете и после пересечения границы ФРГ катапультировался. Имея минимальные навыки пилотирования, полученные на тренажере, дезертир весь полет совершал на форсажном режиме работы двигателя и шасси после взлета не убирал. Самолет упал на лесной массив у города Брауншвайг в 11:47. Обломки самолета возвращены советской стороне, а лейтенанту Вронскому предоставлено политическое убежище.

28 ноября 1973 г. таран самолета RF-4E 2-6510 ВВС Ирана. Самолет пилотруемый иранским летчиком м-ром Шукухнией и инструктором-американцем п-ком Саундерсом выполнял тренировочный полет в районе Советско-Иранской границы. В результате навигационной ошибки "Фантом" вторгся в воздушное пространство Советского Союза и был перехвачен над Муганской долиной истребителем МиГ-21ПФ 982-го ИАП пилотируемым к-ном Г.Елисеевым.

14 марта 1974 г. нарушение границы вертолетом Ми-4 №24 СССР. Вертолет, принадлежавший советским вооруженным силам и управляемый экипажем в составе командира А. Курбатова, штурмана А. Узкова и борттехника В. Бучелина совершал транспортный рейс с грузом почты и продовольствия в один из приграничных гарнизонов. На маршруте вертолет попал в сложные метеорологические условия, потерял ориентировку, нарушил государственную границу и, по остатку топлива, произвел вынужденную посадку на территории Китайской Народной Республики. Экипаж был арестован и после переговоров возвращен в Советский Союз.

25 июня 1976 г. два гражданина Финляндии на самолете Cessna-150K OH-CBX потеряли ориентировку и в 19:13 нарушили воздушную границу СССР, в течении 15 минут летчики пытались восстановить свое местонахождение и обнаружив поблизости аэродром произвели на нем в 19:41 посадку для дозаправки и уточнения координат. Поняв, что сели на Советском военном аэродроме (!), Финны произвели в 19:45 взлет и попытались уйти на свою территорию. А уже в 19:52 с самолетом-нарушителем сблизился перехватчик Су-15 к-на Вдовина, он произвел облет цели, но устойчиво занять позицию для атаки не получилось из-за малой скорости поршневого самолета. Осознав, что их могут сбить, пилоты легкомоторного самолета пошли на посадку прямо перед собой, но подобранная площадка оказалась заболоченной и в самом конце пробега самолет скапотировал получив незначительные повреждения (возвращен и продолжал летать). Летчики не пострадали. Как позже выяснилось - оба финна были в состоянии сильного алкогольного опьянения, а общее расстояние на которое они углубились в территорию СССР составило 350 км.

22 октября 1980 г. перехват легкомотроного самолета ФРГ. Вторгшийся в воздушное пространство ГДР частный самолет был перехвачен советскими экипажами и принужден к посадке в аэропорту г.Эрфурт.

18 июль 1981 г. таран транспортного CL-44 LV-JTN ВВС Аргентины. Самолет, пилотируемый экипажем Гектора Кордеро, вторгся в воздушное пространство СССР. В 14:30 с авиабазы Вазиани был поднят перехватчик Су-15 замполита эскадрильи к-на Валентина Александровича Куляпина (позывной 733). Обнаружив нарушителя летчик Су-15 подал предупредительный сигналы, на которые тот не реагировал и продолжал полет в сторону Турции, после оценки ситуации с КП последовала команда на уничтожение. Выполнив два захода к-н Куляпин сблизился с транспортным самолетом и килем своего самолета ударил по стабилизатору нарушителя, после чего оба потеряли управление и в 14:44 упали недалеко от г.Ереван. Летчик перехватчика катапультировался удачно (награжден орденом "Красной звезды"), а экипаж CL-44, включавший 4-х человек, погиб.

1982 г. перехват легкомоторного самолета. Частный самолет, нарушивший воздушное пространство ГДР принужден к посадке вертолетом Ми-24, пилотируемым экипажем к-на Н.Н. Андреева.

13 сентября 1985 г. перехват легкомоторного самолета Cessna-150 D-ECNV. Частный западногерманский самолет нарушил воздушное пространство ГДР и был принужден к посадке на полосу полигона Эйзенах вертолетами Ми-24 336-го овп (командиры экипажей - капитаны Демиденко, Абзалов и Шумских).

28 мая 1987 г. нарушение границы самолетом Cessna-172 D-ECJB. Взлет из Хельсинки в 12:28. Частный самолет, пилотируемый западно-германским частным пилотом Матиасом Рустом, 1968 года рождения, вторгся в воздушное пространство Советского Союза (обнаружен РЛС ДО у н.п.Кохтла-Ярве в 14:29, Нпол=600 м.) и беспрепятственно совершил посадку на Красной площади г. Москва. Пилот и самолет арестованы.

15 июля 1991 г. перехват легкомоторного самолета Mooney М-20J D-EМОН. Потерявший ориентировку частный самолет нарушил воздушную границу СССР в р-не г.Ленинграда, на перехват направилась дежурная пара истребителей, но устойчиво сопровождать малоскоростной объект им не удалось. Пришлось направить для выполнения этой задачи пару вертолетов Ми-24, обнаружив нарушителя они принудили его к посадке в гражданском аэропорту "Пулково".

7 июня 1994 г. перехват самолета L-100-200 "Геркулес" а/к "Rapid Airlines". После нарушения воздушной границы принужден парой Су-27 (авиабаза Крымск) к посадке в аэропорту Адлер. Пострадавших нет.

12 сентября 1996 г. уничтожение АДА "D-Carriben". Двое воздухоплавателей из Англии принимали участие в показе воздушных шаров, организованном на территории Польши. Из-за ошибки экипажа, не учевшего ветровую обстановку, воздушный шар пересек границу Белоруси и был перехвачен парой вертолетов Ми-24П. Один из вертолетов открыл огонь из 30-мм пушки с целью принудить шар к посадке, но попадание снаряда привело к падению аппарата и гибели обоих воздухоплавателей.

5 июня 1997 г. угон самолета Як-42 RA-42557 а/к "Ижавиа". Борт, прибывший в аэропорт города Орск 4-го июня, должен был выполнять рейс на следующий день. Экипаж сдал самолет под охрану и отправился на отдых. Ночью, пришли неизвестные и предъявив охране летные пропуска ИТС, сообщили, что будут устранять на Як-42 выявленный в предыдущем полете дефект. Несколько раз на самолете запускали ВСУ, а затем, убедившись что притупили бдительность охраны, неизвестные запустили двигатели и не включая бортовых огней вырулили на ВПП. В 3:10 Як-42 произвел несанкционированный взлет и ушел на малой высоте, избегая обнаружения РЛС ПВО, в неизвестном направлении. После длительных поисков аппарат обнаружен на грунтовом аэродроме Жайрем (Казахстан). В ходе расследования выяснилось, что у а/к "Ижавиа" был с Казахстаном имущественный спор, который правительство последнего решило путем угона воздушного судна!

15 января 1998 г. перехват самолета L-29 ES-YLE. Самолет, купленный у ВВС Эстонии частными лицами, совершал перегоночный полет в Англию и потеряв навигационную ориентировку вошел в воздушное пространство России в р-не Калининграда. Дежурный перехватчик Су-27 управляемый п/п-ком С.Несыновым принудил нарушителя к посадке на аэродроме Храброво. Пилотировавшие L-29 летчики Мари Джеффрис и Клиф Дэвисон не пострадали.

1 сентября 1998 г. поражение Автономно Дрейфующего Аэростата (АДА). Неопознаный объект был обнаружен пунктом РЛ контроля над Белым морем, после чего на его перехват подняли дежурный Су-27 пилотируемый м-ром В.Шерстиным. Опознав цель как беспилотный аэростат летчик перехватчика выполнил пуски трех ракет с расстояния 25 км и 13 км, а так же дал очередь в 25 снарядов из пушки. Не смотря на поражение АДА продолжал дрейф в Российском воздушном пространстве, тогда м-р Шерстин выполнил повторный заход выпустив с расстояния 12 км и 5 км еще по одной ракете. После попаданий аэростат со снижением ушел в сторону Скандинавского п-ова и упал на территории сопредельного государства. Причина низкой эффективности ракет по аэростату объясняется применением в его конструкции большого количества изолированных камер обеспечивающих высокую живучесть объекта.

7 июня 2007 г. перехват легкомоторного самолета CT-SW "Maja" Литвы. Частный самолет принадлежащий Каунасскому аэроклубу нарушил воздушную границу Белоруссии и был перехвачен штурмовиком Су-25. После принуждения к посадке на аэродроме Лида самолет был по решению суда арестован и выставлен на продажу. Пилот Тадуж Блажевичус и пассажирка не пострадали.

03-сен-08 01:43
(отредактировано пользователем bill 03-сен-08 02:01)
[0/0] Пожаловаться     Ответить    
[1-1]

Главная > Все группы > РОССИЯ и СССР в локальных конфликтах